Некоторые родители приходят в отчаяние, чувствуют себя бессильными перед симптомами, которые они видят у своих детей. Дети тоже в свою очередь чувствуют себя плохо, но отказываются от предложения пойти к психологу. Есть, конечно, те, которые соглашаются, волоча ноги, прийти, но в кабинете отвергают все предположения психотерапевта. Кроме беспомощности, родители часто испытывают и гнев против ребенка, так как не видят в его отказе ничего, кроме непонимания и непослушания.
Гнев проявляется и против психотерапевта, который отказывается брать на себя ответственность в случае, если ребенок не соглашается работать. Для некоторых родителей ситуация настолько болезненна, что они живут надеждой на психотерапевта, и в его отказе брать ответственность, видят отказ принимать их беспокойство всерьез. Другие говорят о том, что чувствуют себя соперничающими со своим ребенком в том, кому же психотерапевт отдаст предпочтение.
Терапия против воли детей никогда не будет полезной
Так ли это? Нужно ли действительно заставлять ребенка идти к психологу? Возможно, заинтересованные лица хотели бы получить утвердительный ответ, что означало бы, что у них действительно есть потребность в помощи, что психотерапевт подтвердит обоснованность их тревоги, и что их ребенок на самом деле нуждается в определенной заботе. Но вопрос этот достаточно сложный, чтобы на него ответить быстро «ДА» или «НЕТ».
Ребенок не может проходить психотерапию, если он этого не хочет, и психотерапевт не может взять в психотерапию ребенка, если тот отказывается. Почему? Потому что терапия, которая проводится против желания ребенка, не работает. Чтобы психотерапевтическая помощь принесла пользу недостаточно, чтобы у человека, который будет ей подвергнут, была потребность в ней, нужно, чтобы у него было желание работать.
В противоположность медикаментам, которые оказывают влияние, если речь идет о теле, сами по себе (антибиотики уничтожают микробов независимо от нашего желания) психологическая помощь предполагает активное участие пациента.
И это важно от 6 месяцев до 60 лет
Очень распространена точка зрения, что психика ребенка — просто уменьшенная копия психики взрослого. Это, конечно, ошибка — ребенок не является ни копией, ни одной из частей взрослого. Терапия ребенка возможна, только если он осознает страдание и хочет от него избавиться. В связи с этим можно сказать, что процесс осознания является разным по форме, но одинаково важным как в 6-ть месяцев, так и в 60 лет. И вот это признание своего страдания — процесс очень трудный в любом возрасте.
В психотерапии всегда есть вопрос о личности, то есть о том, кто говорит «Я». Взрослые хорошо знают, что они не могут говорить «Я» вместо другого взрослого (например, «Я хотела бы, чтобы мой муж пошел на консультацию, но что я могу сделать, ведь он не хочет»).
Вот и нужно, чтобы взрослые поняли, даже если это причинит им боль, что они не могут говорить это вместо их ребенка.
Несколько причин для отказа
Почему ребенок отказывается? Ответ в каждом случае свой.
1. Просто нет проблемы. Многие родители представляют своих детей несчастными, потому что в их возрасте сами были несчастны. Или же родители могут считать себя слишком плохими родителями, для того чтобы иметь детей, у которых нет проблем.
2. Ребенок имеет проблемы, но он от них не страдает. Например, родители беспокоятся об его успехах в школе, но ему на это наплевать. Он не чувствует себя имеющим отношение к управлению своей жизнью, так как его родители решают все за него с самого младенчества.
3. Ситуация удобная для ребенка: он не работает, не предпринимает никаких усилий, но это его родители чувствуют себя виноватыми в его неудачах. Его никогда не ругали, не наказывали, почему же он должен хотеть лечиться?
4. У ребенка есть чувство, что его симптомы нужны его родителям. Например, симптомы заполняют жизнь одного из родителей и не позволяют ему впасть в депрессию.
5. Ребенок может считать, что его лечение дорого стоит, на него тратится много времени и вообще доставляет много беспокойства.
Ребенок может не присутствовать
Если ребенок отказывается от психотерапии, то отказывает ли психотерапевт семье в помощи? Ни в коем случае! Для этого есть причины:
Отказ ребенка имеет причину, которая должна быть выяснена. То, что психолог уважает отказ, не мешает тому, что он старается, расспрашивая ребенка и его родителей, понять смысл. Эта работа происходит на разных уровнях:
— для ребенка, который чувствует себя выслушанным и понятым, и тогда избегает чувства вины, которое он может испытать в случае своего отказа;
— для родителей, которые услышав, чем мотивирует их ребенок отказ, могут согласиться с ним;
— и также это важно для возможной дальнейшей работы.
Опыт показывает, что этот этап часто помогает ребенку в следующий раз принять другое решение относительно психологической помощи.
— наконец, даже если ребенок отказывается от помощи, психотерапевт может помочь родителям. Он может помочь им справиться с их страданиями, и тогда они сами помогут своему ребенку. Ведь многие проблемы могут быть решены, если психотерапевт помогает родителям найти нужные ориентиры.
И во время этой работы ребенок не обязательно должен присутствовать, но он может и быть, если он этого хочет. В этом случае он может услышать то, что о нем говорят. Это особенно важно для подростков, которые, находясь в конфликте с родителями, отказываются идти на консультацию, потому что им кажется, что в таком случае они подчиняются. Но они могут и согласиться присутствовать на консультации, где просто будут слушать своих родителей, говорящих об их проблемах, без активного участия.
Сложная профессия родителя
Работа по помощи ребенку справиться с его страданием не ограничивается только психотерапией. Эта работа — работа желания, и оно может у него отсутствовать по уважительным причинам. Тем не менее родители могут пойти на консультацию один раз чтобы высказать то, что их беспокоит и услышать мнение профессионала и, возможно, продолжить самим работу. Зная это, ребенок может осознать, что профессия родителя очень трудная, и что его родители тоже могут нуждаться в помощи.
Психолог Сизикова