Сегодня с утра я получила подарок – благосклонное и некритичное виденье своих детей. Чаще всего ловлю себя на попытках их «исправления» и быстрого приведения в состояние «совершенного ребенка». Естессно, безуспешно и с большими физическими потерями. Очень утомительно А сегодня – ура! – эта беда меня миновала, и смогла я смотреть на детей как на симпатичных зверюшек, резвящихся рядом. И не мешать им резвиться, а даже немного сама порезвилась вместе с ними. И это совсем не было тяжело и нудно. И детям очень понравилось. И ничего мы не потеряли в планеобучения ! Потому что (кидайте в меня, чем хотите) после четырех лет домашнего образования и сравнения его со школьным мы пришли к выводам, что:
1. ВОСПИТАНИЕ гораздо важнее образования – это основа жизни общества! А «куда впадает Черное море» воспитанный ребенок выясняет между делом, и очень быстро.
2. Если дети заняты друг другом: сидят голова к голове и тихо разговаривают, – это важнее любого обучения. И я всячески стараюсь придумать им такие занятия, чтобы побольше было подобных моментов. Например, сейчас старший переводит младшим чертежи (соображая как это лучше сделать, пользуясь линейкой и циркулем). А младшие радостно их раскрашивают, обводят буквы на русском и иврите, развешивают по стенам.
3. Современные требования к образованию школьника так низки, что наш «лентяйный уровень» года на два обгоняет школьный. А поскольку экстернат нас пока не манит, тем важнее заниматься «базовыми» знаниями о взаимоотношениях, которых в школьной программе нет.
Мне гораздо важнее, чтобы дети понимали строение мира, принципы связей в нем, основы работы человека над собой. А Черное море – это вода, и никуда оно не денется.
Яна Ташаева
Что важнее: знания или воспитание?