Большинство исследователей этой проблемы склонны считать, что, чувствуя эмоциональную близость со своим учителем, ученик бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях, а это может повлечь негативное поведение. Анализируя этот факт, известный ученый, психолог И.Д.Бех обращает внимание на то, что младший школьник из-за отсутствия необходимого опыта взаимодействия со сверстником и взрослыми и определенных коррекционных мероприятий на последующих этапах его развития может получить психические травмы и расстройства. Все ученые утверждают, что положительные социально-психологические личностные качества человека развиваются быстрее из того эмоционального материала, который делает индивида психически сильным. Чувства же страха, слабости и т.п. блокируют развитие полноценной личности.
Проанализируем лишь одну из сторон коммуникативной сферы — эмоциональную. Именно эмоциональный компонент взаимодействия педагога с ребенком является определяющим в формировании всей системы отношения ученика к себе, обучение, сверстников, взрослых.
Эмоциональная зависимость ребенка от учителя — один из важнейших аспектов влияния педагогической этики на социально-психологическое развитие ученика. В этом контексте выделяют такую характеристику младшего школьника, как эмоциональный голод. Потребность ребенка в положительных эмоциях, атмосфере эмоционального комфорта, которую создает взрослый, определяет особенности его поведения. В научных трудах П.М.Якобсона подчеркивается, что атрофия потребности младшего школьника в эмоциональном контакте с учителем негативно влияет на развитие его гуманистических качеств.
В концепции американского психолога А.Маслоу указывается, что недовольство базовых потребностей в детстве, а также стремление уважения, любви к себе приводит к невротизации человека, для которого процесс реализации высших потребностей становится проблематичным.