Единственное, пожалуй, что можно констатировать сегодня однозначно, — это то, что мир (реально существующий) уже далеко не тот, который был вчера. Он проявляется в новых технологиях, новых формах жизни, новых способах мировидения и миропонимания, а главное — в тех глобальных опасностях, в которых предстает перед нами противоречия между новыми реалиями нашего существования и устоявшимися формами и способами нашего отношения к миру. Человечество вошло в такую зону своего культурно-исторического развития, сопоставимую с периодом возникновения философии, науки, религиозно-нравственных доктрин общечеловеческого звучания. То есть мы вошли в такую зону существования, которую, как и ту далекую эпоху можно назвать стержневой. Только сейчас речь уже идет не о столетиях, а о десятилетиях, ведь человечество должно создавать новые социокультурные основы в условиях лимита времени. Глобальность ускорения мирового развития впечатляет: один миллион лет в палеолите оказывается эквивалентным сорока годам в наше время.
Неоднозначность, нелинейность процессов, происходящих в этом мире, находят отражение в современной науке, которая выявляет растерянность в решении новейших проблем в контексте старой логоцентрической системы координат. Изменение фундаментальных принципов на всех уровнях пирамиды общества детерминировало многочисленность научных фактов, не укладывающихся в сложившуюся систему взглядов и головоломок, которые уже не могут быть решены классическими методами. Импульсивное дифференциация наук, быстрое увеличение научных школ свидетельствует об активном поиске решения этой проблемы, но общая картина радикальной трансформации общества становится с каждым разом еще более расплывчатой, неясной и толкает нас на путь мифотворчества. В научном сообществе усиливается дискомфорт, осуществляются конвульсивные попытки «подлатать» старую индустриальную парадигму, вложить в ее шаткую систему координат новые идеи и гипотезы, обусловленные принципами нового мира.
Особенно остро вынуждены реагировать на эти изменения социальные и гуманитарные науки. Мировая гуманитарная элита живет предвкушением того, что в ближайшем будущем нас ждут сложные потрясения и феноменальные прорывы в самых неожиданных направлениях. Уже сегодня через изношенное полотно индустриальной парадигмы четко прослеживаются элементы новой парадигмы, которая характеризует фундаментальные основы будущего постиндустриального общества. В чем это проявляется?
Имеет место ярко выраженная ориентация на антропный принцип в системе источников развития мира. Речь идет не о том бесспорном факте, что человек как биологическое существо является самым продуктом природы, а его существование невозможно без окружающей среды и материального производства.
Главное и специфическое здесь — факт мышления (как рационального, так и иррационального), наличие сложного духовного мира, сформированных и отшлифованных усилиями сотен поколений научных знаний, норм морали, культурных слоев и идеологических схем. Созданный человеком искусственный мир является не чем иным, как материализованным знанием и трудом, которые творят мир в соответствии с потребностями и интересами общества.