В индийской философии, сексуальная энергия (раджас) не порождается человеком, человек ей заболевает, находится под ее влиянием, что полностью отличается от европейской теории (о которой я говорил выше). Здесь можно сказать, что человек присутствует в состоянии сексуальности, сексуальность на него воздействует, человек не порождает это чувство, а с рождения заболевает им. Раджас относится к иллюзорной энергии материального мира и отвечает за то, чтобы этот мир воспроизводился и размножался. Так как в индуизме и буддизме материальный мир является иллюзией, чем-то вторичным, от чего нужно уйти и избавится, то и сексуальная энергия, которая направлена на размножение, воспринимается негативно. В таком свете сексуальность воспринимается не как очевидное свойство человека, а как отдельно действующая энергия. Так же это рассматривается как свойство материи, инструмент для закрепления в этом мире.
Если представить сексуальность человека как энергию, которая удерживает наше существование в этом материальном мире, то у этой энергии мы можем обнаружить определенные качества. Первое, и, наверное, самое главное качество, заключается в том, что сексуальность направлена на совершенствование определенного типа (имеются ввиду живые организмы), в ее целях рождать тот тип, который будет более удачно гармонировать в этом мире с тем, что уже создано. Выражается это в избирательности сексуального партнера. Сексуальность не реализуется хаотично между составляющими одного вида. Допустим, у людей есть такие понятия как: красота, привлекательность, обаятельность, соответствие этим качествам (которые конечно очень условны и индивидуальны) обеспечивает человека ответной сексуальной реакцией. Выражаюсь просто: красивый человек — сексуально привлекателен. В животном мире, часто,определяющим фактором стает сила и здоровье, пример подобного отбора это борьба за самку между самцами, где победитель, конечно, обладает бОльшим здоровьем и получает право на спаривание. Подведем итог: тот, кто сексуально привлекателен, тот нужен природе. Природа формирует виды живых организмов, наделяя тех или иных составляющих вида, сексуальной энергией, соответственно большим размножением.
Второе качество сексуальной энергии это то, что она обещает освобождение. Она действует на организм таким образом, что от нее хочется избавиться, реализовав ее направленность, половой акт. «После соития каждое животное печально» это говорит о том, что сексуальная энергия покидает организм, а она является тем, что закрепляет и удерживает нас в этом мире,мотивирует наши поступки.
Полностью избавится от сексуальной энергии очень сложно, но даже спад ее воздействия, проявляемый в состоянии после полового акта, выражается в той самой печали, опустошении. Именно такого опустошения,отсутствия сексуальной энергии, хотят добиться буддисты но, не реализовывая эту энергию (что дарует кратковременное освобождение) а игнорируя ее полностью. Это второе ее качество, сексуальная энергия терзает организм, обещая ему прекратить муки. С такой позиции, отказ от сексуальности во многих религиях, кажется вполне вменяемым.
Объединяя все вышесказанное, мы можем представить сексуальность как автономную силу, цель которой сохранять мир, в котором мы живем, корректировать его, удерживать.
Хочу отдельно рассмотреть именно человеческую сексуальность, явно заметно, что она отличается от сексуальности животных. Почему она стала иметь эстетический вид? почему секс стал самоцелью? Почему мы занимаемся им для удовольствия? Не могу быть уверенным в своем ответе на сто процентов, но смею предположить что: на ровне с тем как секс переходит к виду получения удовольствия, его прямое назначение утрачивается. Природе не выгоден человек, и распоряжается она так — лишать человека сексуальности я не могу, потому что это способ удержать его здесь, но можно лишить его желания деторождения.
Раджас (сексуальная энергия в индуизме) действует по следующему принципу:
- деятельность
- изменения
- страсть,возбуждение
- рождение,сотворение
Так вот, природа исключает последний этап, и конечной целью стает страсть и возбуждение, то есть секс как самоцель.