Рано или поздно они умирают, а их выросшие дети в поисках новых «костылей» цепляются за окружающих. Такой человек может зависеть от общественного мнения, от советов друзей, от моды и рекламы. Но еще хуже, если зависимый находит «костыль» в своем окружении: он может искренне решить, что не в силах существовать без этого человека. И тогда все его действия направлены на то, чтобы восхитить, разозлить, наградить, наказать партнера. Такая зависимость похожа на алкоголизм или наркоманию, только в роли наркотика выступает человек. Зависимый ноет, шантажирует, постоянно повторяя: «Я не мог без тебя жить». Многие думают, что эти слова выражают силу любви. Но я уверен: к любви они не имеют никакого отношения.
Правда в том, что мы всегда можем прожить без другого человека. Сам я ни за что не согласился бы быть вместе с кем-то, готовым умереть, если я его покину, — меня бросает в дрожь от одной этой мысли. Люди, которые говорят партнеру: «Я не проживу без тебя ни дня», — злостные манипуляторы. Взаимность — это счастье. Но если меня разлюбят, я готов это принять. Потому что я не хочу быть рядом с тем, кто не хочет быть со мной.
И все же полная независимость кажется мне недостижимой мечтой.
Поэтому я придумал новое слово — «самозависимость». Что это значит? В каждом из нас есть внутренний ребенок и взрослый, который может о ребенке позаботиться. И очень важно самому стать тем взрослым, чьей поддержки ищет наша слабая, зависимая часть. Быть самозависимым — значит признаться: «Я не всемогущ, я признаю свою уязвимость. Но я сам забочусь о себе, а не перекладываю на окружающих ответственность за свою жизнь».
Знаменитый аргентинский врач и психолог Хорхе Букай, гештальт-терапевт, автор множества книг по популярной психологии, среди которых «Море эгоиста», «Миф о богине Фортуне», «Любить с открытыми глазами», «Я, она, он… и снова я».