В 1608 году в поисках поддержки против Лжедмитрия II царь Василий Шуйский отправил своего племянника Михаила Скопина-Шуйского на север — договариваться о союзе со шведами. Сам Скопин остался в Новгороде собирать войска, а договор от лица России уже в 1609-м подписали в Выборге стольник Семен Головин и дьяк Семен Васильев Сыдавный. Шведский король предоставлял русскому царю 2000 всадников и 3000 пехотинцев во главе с военачальником Якобом Делагарди, а взамен Россия передавала шведам город Корелу с уездом, выплачивала значительные суммы и вступала в «вечный союз» против Польши. Шведский отряд успел вовремя и помог Шуйскому в его борьбе против «тушинского вора» — даже несмотря на то, что царь не мог обеспечить своевременную выплату жалованья и наемные войска то и дело принимались бунтовать.
Шуйский ненадолго укрепился на троне, а английский король Яков I Стюарт рассорился с парламентом, обладавшим исключительным правом вводить новые налоги. И прежде английские короли пытались урезать его «бюджетные полномочия», но для Якова I это было вопросом особенно актуальным. Доходы короны стремительно падали, чему виной была «революция цен», вызванная притоком золота из американских колоний Испании (впервые в европейской истории золото стало стремительно дешеветь, а цены на все товары соответственно расти). Яков I был чужаком, шотландцем, поэтому его недолюбливали. К тому же, будучи образованным человеком, он не имел особых талантов к государственным делам (современники даже называли его «наймудрейшим дураком во всем христианском мире»).
Обосновать свои претензии король решил, выступив перед парламентом. Знаменитая речь о «божественном праве королей» была произнесена в Уайтхолле 21 марта 1610 года: «Короли имеют власть, подобную божественной: возвысить и унизить подданных, у них есть право жизни и смерти; они могут судить подданных во всех делах, а сами отдают отчет лишь единому Богу… Они могут обращаться с подданными, как шахматные игроки с фигурами, побивая пешкой епископа и рыцаря (в английском языке шахматный «слон» называется «епископом», а «конь» — «рыцарем».)… Лишь короля подданные обязаны любить душой и лишь ему служить телом». Аргументы короля депутатов не убедили. До конца своих дней Яков будет отстаивать божественные права королей и периодически распускать непокорный парламент, а его сын Карл I, разделявший взгляды отца, взойдет за них на эшафот.