Есть легенда, что после очередного вестерна пьяный Сталин назвал Уэйна антикоммунистом и потребовал его «убрать». Под видом дипломатов в район «фабрики грез» были даже отправлены убийцы, но, к счастью, им не удалось сразу отыскать актера, а Сталин вскорости умер, аннулировав тем самым безумный приказ. Чем не сюжет для очередных Тарантиновских «Бесславных ублюдков»? Но вернемся к «трюкачам». После нескольких трагических случаев, когда самонадеянные актеры, выполняя пустяковые трюки, получали серьезные травмы или погибали, руководство Госкино приняло решение сравнять гонорары звезд и их дублеров, правда, в реестр профессий каскадерство было внесено значительно позже.
В зависимости от опыта и сложности трюка каскадер получал от 12 до 50 рублей (сегодняшние расценки варьируются от 100 до 1500-2000 долларов, что где-то в пять раз дешевле, чем в Штатах). Но это не означало, что актеры массово стали отказываться от рискованных сцен, даже наоборот. Истинный гасконец и каналья Михаил Боярский, узнав, что за прыжок с высоты пятого этажа можно выручить полтинник, отказался от дублера, тем самым «напрыгав» себе неплохую прибавку к гонорару за съемки в «Трех мушкетерах».
В нашей стране на трюках конечно, сильно не разбогатеешь, но вот в США это вполне возможно. Саймон Крейн, подменявший Сталлоне в фильме «Скалолаз», получил за «трюк одного дубля» один миллион и попал в Книгу рекордов Гиннеса, всего лишь перебравшись с одного самолета в другой на 5-километровой высоте.
Практически никогда не прибегал к услугам профессионалов и Николай Караченцев, выполняя сложнейшие постановочные трюки. По горькой иронии, в реальной жизни актер стал инвалидом, не справившись с управлением автомобиля. Кстати, как утверждают сами каскадеры, настоящая опасность подстерегает их брата после того, как тот становится известным и опытным. Простенькие, сотни раз выполненные трюки, таят в себе роковую угрозу для расслабившегося трюкача. Так погиб великий французский каскадер и спортсмен Жиль Деламар, работавший с Бельмондо и Маре, неудачно перевернувшись в машине на горном серпантине. Можно сказать, что с его гибелью закончилась и эпоха героических ролей Жана Маре.
И хотя сегодня все чаще поговаривают о целесообразности замены живых каскадеров цифровыми двойниками (после виртуальных трюков «Трои» и «Властелина колец», по крайней мере в США, стало понятно, что этот путь и дешевле, и быстрее по срокам), мне все-таки кажется, что эта опасная профессия не будет предана забвению. И вовсе не потому, что всегда найдутся адреналиновые наркоманы, сделавшие свою профессию зависимостью. Просто я представил, как бы выглядел фильм «Каскадеры» (или «Не бойся, я с тобой» Гусмана), если бы все драки, погони и прыжки были заботливо отрисованы на компьютере. Вряд ли после такого фильма на моей нижней челюсти появилась бы характерная вмятина, а на левой руке — палец, который (за стоимость трюка пятого уровня сложности) я могу вывернуть из сустава под немыслимым углом. Кто как, а я люблю кино именно за такие незабываемые мелочи.
МАРК ЧИТОВСКИЙ
Екатерина Кривенко