Все приведённые утверждения представляют пример прочно укоренившихся в представлении стереотипов. Стереотип — синоним ложных образцов, предвзятого отношения. Приведенные примеры стереотипного отношения к жизни не так безобидны, как может показаться. В отдельных случаях подобная заданность становится причиной разводов, трагедий, конфликтов.
Посетительница психологического портала в интернете не шутя обеспокоена. Она описывает, как рушится её семейное счастье: муж примерно раз в месяц ходит развлекаться в клуб без неё, со своими друзьями. В восприятии молодой женщины это катастрофа, предательство. Причина — усвоенные с детства модели семейного поведения.
Помните символичную сцену из французского фильма: муж и жена лежат в постели, а рядом с каждым — родители, и они постоянно дают советы, оценивают, критикуют. Часто семейные трагедии, конфликты и недоразумения — всего лишь результат столкновения стереотипов восприятия, сформировавшихся в разных семьях.
При определённом складе личности всё непривычное вызывает раздражение. Но учёные утверждают: одно из самых приятных для человеческого восприятия слов — «новый». Это часто используется в рекламе. Так же, как существующие полоролевые, национальные, деловые, поведенческие, возрастные, религиозные стереотипы. Кстати, они изменяются на глазах: посуду моют мужчины, а строгой начальницей всё чаще предстаёт в рекламе женщина.
Преодолеть стереотипы — это и есть личностный рост, взросление, развитие, мудрость — назовите как хотите.
Самый распространённый стереотип я бы назвала — «Все они одинаковые». Женщины, мужчины, политики, русские, евреи, учителя, богатые, бедные. Осознав ограниченность и упрощённость таких утверждений, мы уже наполовину от них избавляемся.
Женщинам, заражённым, как вирусом, стереотипом недоверия и подозрения к мужчинам, нужно чаще просто дружить с мужчинами — очень помогает. Прекрасные возможности для этого сейчас даёт интернет. Замечено, что если в семье есть братья и сёстры, то это облегчает общение. В том числе с противоположным полом. Легко объявить мужчин подлецами — это снимает с нас всю ответственность за собственные занудные или, наоборот, агрессивные действия. И не нужно мучиться: а как и что он думает и чувствует? Да о чём он, животное, может думать?
Откуда берутся стереотипы? Психологи скажут: из детского опыта. Но не только. Коллега по психологическому цеху рассказал такую историю. Приходит к нему мужчина в крайней степени беспокойства и тревоги. Не спит, не ест. Начинают разбираться в деталях и приходят вот к чему: в армии клиент услышал байку, что мужчина может заняться любовью только определённое количество раз. И цифру назвали, ну, например, три тысячи. Приняв информацию близко к сердцу, парень стал фиксировать каждый свой сексуальный контакт!
Шли годы, парень женился, завёл детей. Лимит постепенно исчерпывался. Осознав, что остались буквально считанные разы, он впал в настоящий невроз, чувствовал себя крайне плохо. Коллега, оценив степень внушаемости человека, решил проблему коротко и радикально. «Обманули Вас, уважаемый, жестоко посмеялись над Вашей доверчивостью! НЕ ТРИ, А ШЕСТЬ ТЫСЯЧ РАЗ — вот правильная цифра». Клиент поверил психологу и ушёл абсолютно счастливый. Одно заблуждение авторитетно заменилось другим…
Стереотип — это всегда недоверие самому себе и экономия энергии мышления. Знаменитая сцена из фильма «Красотка», когда несоответствующим образом одетую красавицу прогоняют из дорогого магазина. Продавцы мыслили стереотипно, лишив себя тем самым дополнительного заработка.
А вот известный пример нестереотипного делового мышления: в начале 20 века двух менеджеров обувного концерна забросили в нецивилизованную часть африканского континента искать новые рынки сбыта. Один послал телеграмму: забирайте меня отсюда, перспективы сбыта нет — здесь все ходят босиком. Другой же радостно сообщил в головную контору: посылайте сюда всю обувь, перспективы прекрасные — здесь все пока ходят босиком!
Когда жизнь идёт привычной колеёй, это так надёжно, стабильно, приятно. Поделив мир на чёрное и белое, мы чувствуем себя спокойнее. Стереотипы хороши тем, что снимают тревожное чувство неопределённости нашего бытия. Создают иллюзию лёгкости манипулирования людьми.
Можно повторять сложившиеся стереотипы. Их ещё называют убеждениями. А можно постараться подумать самому, повнимательнее и с доверием отнестись к своим чувствам.
Большинство людей хотят изменить себя с помощью косметики и одежды, а поведение и чувства считают чем-то второстепенным. Самое большее, на что они решаются в этой области — это что-то изобразить или замаскировать. Люди носят в голове кем-то навязанные идеи и воплощают их в жизнь. Но именно сейчас, когда жизнь так разнообразна в своих проявлениях, опасно попадать в ловушку универсальности поведенческих стереотипов.
Мудрец сказал: «Познаем самих себя: пусть при этом не постигнем истины, зато наведём порядок в собственной жизни». Стройте свою жизнь талантливо! Пусть в ней всё будет по-вашему, а не так, как диктуют вам кем-то придуманные, зачастую давно устаревшие стереотипы.
Шевченко Алевтина