Голубой песец — это не вид и не подвид, а генетическая вариация окраски. Его зимний наряд может быть от песочного до серого цвета.
Размеры животных одного вида или близких видов возрастают от умеренных областей к полярным — гласит одно из закономерных положений зоогеографии. Волки, обитающие в тундре, крупнее своих лесных и степных сородичей, белый медведь — самый крупный из всех медведей (а среди его бурых родственников самые большие живут на Аляске и Камчатке). Согласно правилу Бергмана, немецкого биолога, у теплокровных животных теплопродукция зависит от объема тела, а скорость теплоотдачи — от площади поверхности. С увеличением размеров организмов объем тела растет быстрее, чем его поверхность, поэтому чем крупнее животное, тем меньше драгоценного тепла оно теряет.
Но из этого правила есть и исключения: один из самых миниатюрных членов славного семейства собачьих живет только на Крайнем Севере. Английское имя этого зверя означает буквально «арктическая лиса», а по-русски он называется «обыкновенный песец».
Слово «обыкновенный» довольно обманчиво. Во-первых, никаких других песцов просто нет. Все ныне живущие песцы принадлежат к единственному виду, и, несмотря на довольно широкое распространение (песцы населяют все земли вокруг Северного Ледовитого океана), подвидов в нем удается выделить сравнительно мало. Во-вторых, многие черты и признаки песца резко отличают его даже от ближайших родичей, что никак не вяжется с понятием «обыкновенный». Ведь песец — единственный представитель своего семейства, меняющий окраску в зависимости от сезона. Летом песцы носят короткую шубку — темно-бурую на спине и боках, грязно-белую на брюхе. А на зиму они одеваются в роскошный пушистый наряд снежно-белого цвета. Впрочем, не все: некоторые песцы зимой щеголяют в светло-кофейных, изысканно-коричневых, темно-серых с голубым отливом шубах. Такие — независимо от конкретной окраски — именуются «голубыми». Голубые песцы — это не особый вид и не подвид, они встречаются практически во всех популяциях песца, но в большинстве материковых довольно редки.
Казалось бы, белая зимняя окраска, скрывающая небольшого хищника от глаз как многочисленных врагов, так и возможной добычи, должна быть безопаснее. Но на некоторых островах все обстоит иначе: среди песцового населения острова Кильдин голубых и белых примерно поровну, а на Командорах и Курилах именно голубые составляют большинство. Причем эти соотношения практически не меняются в ряду поколений — вероятно, так же были распределены варианты окраски среди основателей этих популяций. На их частоту не сильно повлияло даже то, что охотники-промысловики всегда стремились добыть голубых песцов больше: их мех ценится на рынке пушнины выше. По этой же причине на зверофермах разводят в основном голубых песцов, хотя белые размножаются в неволе ничуть не хуже.
Екатерина Кривенко