По работе мне приходится много путешествовать. И вот что меня всегда удивляло: чем менее развитой считается страна, тем более гармоничными выглядят там взаимоотношения родителей и детей. Ни в Индии, ни в Китае, ни в Африке я не видела привычных европейскому взгляду сцен: капризничающих детей, раздраженных, кричащих родителей, конфликтных, напряженных подростков.
Дети всех возрастов там, на удивление спокойны, грациозны, и похоже, действительно находятся в ладу с самими собой и с окружающим миром. Но стоит западной цивилизации проникнуть в тот или иной отдаленный уголок планеты, как мы видим, что гармония семьи отступает, и проявляются все знакомые нам негативные явления.
Почему это происходит? Современное общество столько сил и средств вложило в развитие педагогики, психологии и вообще всей сферы взаимоотношений. Полки магазинов полны книг по воспитанию, развивающих игр, товаров, призванных сделать родительство комфортным…, а мир все чаще и чаще потрясают жуткие истории жестокости и преступной халатности по отношению к детям.
Женщины бросают малышей сразу после родов, или же вовсе отказываются иметь детей. Зачастую живут с ними под одной крышей как совершенно чужие, тяготящиеся вынужденной близостью люди.
Иногда мне кажется, что в нашем обществе пошатнулась даже такая вечная константа как материнский инстинкт. Казалось бы, что может быть сильнее этого? Все живое рождается и развивается в нежных и заботливых материнских объятиях.
Материнская любовь призвана дать ребенку с первых дней жизни уверенность в себе, ощущение собственной привлекательности, правильности происходящего и безопасности окружающего мира. Однако все чаще я слышу от матерей: «Я ничего не чувствую к ребенку. Он мне как чужой. Поскорее бы он вырос. У меня должна быть своя жизнь!»
Очень легко, не разобравшись в ситуации, обвинить этих женщин в эгоизме, заклеймить, навешать ярлыки. Но суть проблемы от этого не изменится.
Чтобы понять «откуда растут ноги» у этой проблемы, давайте попробуем оценить ту среду, которая формирует мать, любящую или не любящую своего ребенка.
Для начала зададим вопрос: когда женщина становится матерью? Психологи и физиологи ответят нам однозначно — во время родов! Ни до, ни после, а именно во время родов женщина превращается из обычной женщины в мать. Но здесь тоже не все просто. Прогресс подарил нам такие явления, как кесарево сечение по желанию женщины, эпидуральная анестезия, извлечение ребенка с помощью вакуума. Все эти процедуры призваны «облегчить страдания» женщины в родах.
По грустной иронии доказано, что гормоны окситоцин и пролактин, отвечающие за материнские чувства и вообще за чувство любви, вырабатываются именно в результате боли и стресса, переживаемых женщиной во время естественных родов. А концентрация этих гормонов поддерживается на должном уровне, только если мать и ребенок находятся вместе с первых минут.
В развитых странах в 90% случаев за женщину «рожает» бригада медиков и сразу же разделяет мать и ребенка из соображений простоты обслуживания и наблюдения за ними. Получается, что на этом этапе физиологические механизмы, отвечающие за материнские чувства, просто не включаются.
Теперь посмотрим, что ждет молодую мать после родов? Если разобраться, опять же с точки зрения психофизиологии, то все блага цивилизации — коляски, кроватки, подгузники, детское питание — призваны отдалить ребенка от матери, ослабить их связь. Исторически вся индустрия детских товаров формировалась тогда, когда государство начало выгонять женщину на работу почти сразу после родов, и была направлена на то, чтобы максимально освободить мать от ребенка.
В природных условиях если самка не находится рядом с новорожденным детенышем, это может означать только одно — детеныш погиб. Мать, не имеющая возможности постоянно находиться с ребенком сразу после родов, кормить, спать с ним рядом, совершенно естественным образом входит в послеродовую депрессию…
Общество внушает женщине, что лучшее для ее ребенка — это новая модель коляски и полный набор детской косметики. А для нее самой очень желательно поскорее «вернуться к нормальной жизни» — выйти на работу, став «полноценным» членом общества.
В такой ситуации работодатель не тратит средства на выплату пособия по уходу за ребенком, корпорации, производящие детские товары наращивают прибыли, фармацевтические компании поднимают продажи антидепрессантов. Кому есть дело до обделенного материнской лаской ребенка и матери, которая тяготится уходом за «чужим» ей существом?
О каком счастливом детстве можно говорить, когда самый важный период становления личности проходит «через пень-колоду», благодаря неверно расставленным в обществе приоритетам?
К сожалению, на уровне отдельно взятого человека решить эту проблему практически невозможно. В таком тонком и важном деле, как материнство, как нигде, важна поддержка всего общества.
Лишь когда мы перестанем гнаться за мелкими, сиюминутными выгодами и сможем глубже оценить ситуацию, станет ясно: нельзя больше оставлять разорванными естественные, природные связи. Их необходимо как можно скорее восстановить и развивать. Мы все от этого только выиграем.
Анна Коган kabmir.com