Какие из перечисленных затрат относятся к постоянным, а какие к переменным?:
- зарплата сотрудникам;
- арендная плата за помещение;
- амортизация основных средств;
- командировочные расходы сотрудников отдела маркетинга;
- проценты по банковскому кредиту;
- закупочная стоимость проданных товаров;
- затраты на печать рекламных каталогов;
- угощение постоянных посетителей;
- затраты на письменные приборы и печатные материалы;
- расходы на прохладительные напитки для сотрудников.
Ответ
Главный критерий распределения расходов по основным категориям – их экономическое содержание. Для разных предприятий одни и те же виды затрат могут относиться как к постоянным так и к переменным в зависимости от их экономической сущности.
Постоянные (условно-постоянные) затраты – это расходы, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода, независимо от изменения объемов продаж (например, управленческие расходы, амортизация). В действительности эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например с появлением новых продуктов, бизнесов, филиалов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому их называют условно-постоянными.
Переменные (условно-переменные) затраты – это расходы, которые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти расходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по переработке, например электроэнергия). Условно-переменными их называют потому, что прямо-пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле существует лишь до поры до времени или в определенный период. Доля этих расходов в какой-то период может измениться (поставщики поднимут цены, темп инфляции отпускных цен может не совпадать с темпом инфляции этих издержек и т.п.).
Давайте разберемся со всеми по порядку.
1. Зарплата. Если это зарплата административных работников, прочих работников на окладе – это затраты постоянные. Предприятие обязано выплатить таким сотрудникам зарплату независимо от того, сколько единиц продукции оно произвело. Если это сдельная зарплата, которая зависит от того сколько единиц продукции сотрудник произвел (для производственных предприятий) или сколько товара он реализовал (для торговых предприятий) или сколько услуг он оказал (для предприятий сферы обслуживания), то в этом случае она переменная.
2. Арендная плата. Арендная плата за помещение относится к постоянным расходам. Вне зависимости от того сколько товаров реализовано вашим предприятием (по составу затрат я предполагаю, что оно торговое) вы платите ту же самую арендную плату за офис или за склад. Вы не станете платить больше, если вы реализуете на 10 единиц товара больше или меньше.
3. Амортизация основных средств. Зависит от вида амортизации, которую вы применяете. Если у вас производственное оборудование , которое вы амортизируете производственным методом в зависимости от количества произведенных единиц, то в данном случае вы можете отнести часть амортизации на конкретное изделие. В таком случае амортизация будет переменной. Чаще всего амортизация оборудования является постоянными затратами.
4. Командировочные расходы сотрудников отдела маркетинга. Постоянные затраты. Сумма потраченная на командировки сотрудниками маркетинга не зависит прямо-пропорционально от количества реализованного товара.
Следуя предыдущей логике, рассмотрим остальные затраты.
5. Проценты по банковскому кредиту. Постоянные затраты.
6. Закупочная стоимость проданных товаров. Переменные затраты.
7. Затраты на печать рекламных каталогов. Постоянные затраты.
8. Угощение постоянных посетителей. Постоянные затраты.
9. Затраты на письменные приборы и печатные материалы. Постоянные затраты.
10. Расходы на прохладительные напитки для сотрудников. Постоянные затраты.
Ирина Дмитриева